«ЖЕСТЬ»
и «КАКОЙ КРАСИВЫЙ ДОМ — Я БЫ ХОТЕЛ В НЁМ ЖИТЬ»
23.06.2023 — 23.07.2023

Проекты Дианы Шлиман в культурном центре «Волна»
«Природа является „неорганическим телом“, и было время, когда мы могли читать ветры, облака и изменения течения рек и морей»

Сильвия Федеричи «За пределами поверхности кожи»
В завершении своей резиденции Дианы Шлиман представила два проекта. Диана мультидисциплинарная художница, работает со скульптурой, инсталляцией, звуком, керамикой, в своей практике обращаясь к темам сакрального женского и материнского. Её пребывание в Выксе, чувственное восприятие города и его ключевых для художницы выксунских мест — завода и «Волны» — дали новое преломление её практике и повлияли на её пластический язык, который здесь, в Выксе, стал, по её словам, «более жестким, твердым и прямолинейным».

Первый её проект построен на основе впечатления от посещения завода — сильного и трансцендентного путешествия, о котором Диана Шлиман говорит как о непростом физическом испытании и для зрителя («Я чувствовала, как внутри всё сжимается, в теле тяжелые ощущения»), и для рабочих («Очень тяжелый физический труд, [в котором] телесное разделено с творческим»). Однако даже в атмосфере изнурительной и трудной работы Диана находит символ того, что творческое и свободное начало человека способно пробиваться даже сквозь жёсткие нечеловеческие ритмы и законы машины: она видит на полу узоры, выведенные сваркой для придания рельефа и большей устойчивости полу. Эти рисунки при более внимательном рассмотрении оказываются не произвольными линиями, но орнаментами и цветами, которые она воспроизводит в тотальной инсталляции «Жесть», сопровождая её звуками, записанными на заводе.

Второй проект Дианы Шлиман, объект под названием «Какой красивый дом — я бы хотел в нём жить», — это попытка работать с тем, как здание «Волны», где находится арт-резиденция, встроено в социальное полотно города. Диана описывает отношения здания и контекста как сложные и неоднозначные, она называет «Волну» «жемчужиной», к которой местные жители не спешат подойти: им непонятно, чем здесь занимаются, на что «тратятся деньги», найдется ли им здесь место. И только дети из близлежащих домов, которым негде играть, чьи площадки устарели и обветшали, тянутся к «Волне», воспринимая её непосредственно — телесно и эмоционально.

Диана видит, как мальчики облепили пандус, который одновременно является для них и подобием турника, и входом в космический корабль. Дети являются проводниками между двумя мирами — благополучной и красивой культурной жизнью и гораздо менее налаженной городской повседневностью. Эти две вселенные, по мнению художницы, не пересекаются. Она слышит диалог ребят: «Какой красивый дом — я бы хотел здесь жить», — и настраивается на этот разговор, в котором, как и все постсоветское пространство, «Волна» как бы застряла между тотальными импульсами русских космизма, авангарда и социализма, в котором люди навсегда оставались словно подвешенными между «здесь и сейчас» — настоящим, какое оно есть, и манящим, идеологически наполненным, светлым и благополучным будущим.

Ретроспективно осмысляя историю политических перспектив двадцатого века, художница делает объект — ракету, созданную на языке благоустройства советских детских площадок, повторяющем простую геометрию двухмерного рисунка, пластически ничем не отличающуюся от тех сооружений, которыми уставлены дворы российских городов и к которым мы привыкли относиться то ли как к привычному орнаменту, то ли как к визуальному городскому шуму, не осознавая политической и идеологической заряженности этих повсеместных типовых пространств, которую мы должны были пронести из детства через всю нашу взрослую жизнь.

———
Инсталляцию «Жесть» можно видеть в темной мастерской художников в культурном центре «Волна» с 23 июня по 2 июля (свободный доступ в дни фестиваля, по запросу администратора — в остальные дни).

Объект «Какой красивый дом — я бы хотел в нём жить» будет представлен вниманию зрителей на террасе «Волны» с 23 июня по 23 июля.



Диана Шлиман
1986
Диана Шлиман — мультидисциплинарная художница из Новороссийска. В своей практике обращается к исследованию Женского через оптику темных онтологий и психоанализа. Работает с инсталляцией, звуком, керамикой, металлом и скульптурой. В этом году стала участницей международного фестиваля современных искусства «Аланика» во Владикавказе.

В Выксе Диана планирует создать инсталляцию, дополненную аудио-работой, которая будет основываться на впечатлениях художницы от пребывания в городе, знакомстве с его историей.

Художница окончила институт современного искусства «База», а также обучалась в Университете культуры и искусств в Краснодаре. Живет и работает в Москве.

Персональные выставки: «Глубже», Bomba gallery, Москва, 2022; «С А Д», галерея «Алиса», Cube, Москва, 2022.

Групповые выставки: «Дано:, Винзавод, Москва, 2022; «Удержание средств», Зверевский центр, Москва, 2022; «ВДСХ», ГУМ-Red-line, Москва, 2022; «Нужны ангелы», Объединение, Москва, 2022; «Мой новый любовник», Noname, Москва, 2021; «ДОБАЗЫ», Nazavod, Москва, 2020; «Видимое-невидимое», Квартина, Москва, 2020; MOST, Типография, Краснодар, 2020; «Компаньоны», Здесь, Москва, 2019.
Другие события