НОЧЬ КОЗЕРОГА
21.05.2022

Выставка Миши Гудвина в новом здании арт-резиденции «Выкса»
Инсталляция Миши Гудвина «Ночь Козерога» посвящена мифологической связи города Выксы с древними эзотерическими и астрологическими практиками.

Миша Гудвин, который начал карьеру как уличный художник, часто обращается к объектам и материалам, найденным в городском пространстве, передающим индустриальный облик городов или исторический контекст места.

Работа художника строится на создании насыщенного и стройного визуального языка, в котором он создает авторскую мифологию, манипулируя образами времени и устойчивыми клише массовой культуры. Он имитирует фейковые артефакты древних цивилизаций, например гравируя на мраморе знаки цифровой среды недавнего прошлого, в том числе объемные заголовки текстового редактора Word или скрепку-помощника, или создавая инфографику, имитирующую теорию заговора, и используя в цифровом коллаже магические атрибуты из мультфильма «Сейлор Мун» (работа Cicada 3301).

Свободно перемещаясь между разными медиа и коллажируя различные китчевые элементы, Гудвин сохраняет минималистичность и стройную, тщательно организованную эстетику создаваемых им произведений.

В своем проекте для арт-резиденции «Выкса» художник создал спекулятивную инсталляцию, посвященную мифологической связи города Выксы с древними эзотерическими и астрологическими практиками.

«Взглянув на герб Выксы с изображенным единорогом, можно сразу догадаться о странной связи города с чем-то мифическим или даже оккультным. Герб города 2017 года является современным переосмыслением старинной геральдики основателей города — братьев Баташевых. На их гербе было также изображено два единорога. Но откуда у братьев взялся этот мифологический образ? — комментирует свой проект Миша Гудвин. — На самом деле, единорог, несмотря на кажущийся западный контекст, фигурировал и у русских правителей. Например, единорог присутствовал на личной печати Ивана Грозного. Предполагается, что образ единорога является модифицированным образом знака зодиака — Козерога. Это зафиксировано в „Изборнике Святослава“ 1073 года, где воспроизводятся почти все знаки зодиака, а Козерог имеет облик единорога».

Контекст использования образа единорога очень широкий: он может служить символом единобожия у масонов, знаком невинности, смелости и гордости в геральдике, красоты и добродетели — в христианстве.

Для инсталляции, имитирующей воссозданные руины древнего капища, алтаря или объекта культа, раскрывающего связь единорога с древними оккультными практиками, Миша Гудвин использовал найденные артефакты — гипсовые фрагменты архитектурного декора.

Восстановленный в спекулятивной инсталляции древний Выксунский алтарь призван доказать эту связь города с астрологическими, оккультными и другими практиками местных тайных сообществ.

Кураторский текст Алисы Багдонайте
к выставке
Наступление ночи — это повод взглянуть на звездное небо, а Миша Гудвин первым обратился к этой космической теме в резиденции Выксы. «Русский космизм» уже стал отдельным трендом на мировой арт-сцене: художники, ученые, философы и сегодня не перестают анализировать и интерпретировать идеи Николая Фёдорова, Константина Циолковского, Владимира Вернадского… Миша Гудвин в своей «Ночи козерога» говорит о внеземном пространстве, оставаясь при этом на земле, в очень конкретном месте — в Выксе. Так космос оказывается с нами здесь и сейчас, вечное обретает воплощение в моменте, а пространство — в определенной локации.

В непростые и тревожные времена людям свойственно обращаться к пограничному и эзотерическому. Повышенный спрос на мистицизм и магию, гадалок и консультантов таро, астрологов и гипнотизеров связывают с периодами политических и экзистенциальных кризисов, глубоких экономических ям — так было в начале ХХ века в предреволюционной Российской империи и уже в 1990-е в новорожденной России. Вероятно, обращение к нечеловеческим силам и явлениям объясняется попыткой искать надежду там, где человек уже не рассчитывает на собственные ресурсы, и тогда, когда рациональное мышление уже не объясняет происходящее.
«Ночь козерога» дерзко и лихо соединяет внутри себя несоединимое: звездного козерога — с единорогом выксунского герба, завитки советского ампира — с мегалитическим святилищем, Выксу историческую — с Выксой метафизической, космическое — с эзотерическим.
Совсем другое дело звезды. Звезды — это и романтическая традиция, и метафора, и символическая система, а также древнейший способ исчисления времени и ориентирования в пространстве. Наш взгляд на звезды определяет вехи культурного, научного и технологического прогресса, становится мерилом цивилизационного развития, платформой для утопий и линейным графиком прогресса. Космос при этом остается не освоенной, дикой и опасной территорией, которой человеку не удается манипулировать. Земляне тянутся к этой границе с реальностью и ударяются об нее, одна из таких историй оказывается по-настоящему жуткой.

В 1967 году, к 50-летнему юбилею октябрьской Революции коммунистическая партия отправляет в космос в спешке подготовленную миссию «Союз-1», назначив пилотом космонавта Владимира Комарова. Увы, он знал о всех технических проблемах, однако не мог отказаться от задания и завещал в случае гибели хоронить себя в открытом гробу. Комаров погиб. На официальной фотографии у его обгоревших останков в парадно убранном гробу склонились космонавты (прах Комарова захоронили у Кремлевской стены). Этой последней волей, мрачной и тихой акцией Комаров как будто сообщал о провале миссии, безмолвно выражая несогласие с неэффективной системой, которая политические даты и соперничество в космосе ставит выше человеческих жизней. Эта жуткая история, долго остававшаяся тайной, говорит о пределах и опасностях эксплуатации «космического», и о той границе, о которую можно ударится.

Искусство — о другом. Кажется, что здесь нет предела для работы разума и фантазии, для надежд и путешествий во времени-пространстве. В инсталляции Миши Гудвина мы видим космограмму, на которой расположены «руины» древнего культа. Они как будто подлинные, но демонстрируют совсем другой культ — не языческий или астрономический (хотя и напоминают Стоунхедж), а коммунистический. Метод Миши Гудвина предполагает «гостеприимство идей», то есть возможность коллажировать и имитировать художественные приемы, символы массовой культуры, археологические находки и вообще элементы любых дисциплин, стилей и периодов. Гудвин способен поймать, смешать, переварить и перепрошить похожее и различное, пересобрать элементы в новую реальность. «Ночь козерога» дерзко и лихо соединяет внутри себя несоединимое: звездного козерога — с единорогом выксунского герба, завитки советского ампира — с мегалитическим святилищем, Выксу историческую — с Выксой метафизической, космическое — с эзотерическим.

Проект Гудвина с одной стороны, кажется умелой визуальной композицией, построенной на контрастах фактур и эстетик, удачных цитат и романтизированных клише, но с другой — его инсталляция может восприниматься как комплексная система, элементы которой конфликтуют и резонируют друг с другом, волей художника оставаясь в состоянии напряжения и равновесия. Так, хаос Гудвина оказывается его космосом, а соединение несоединимого — принципом целостности его эстетики.

Теперь представим, что мы смотрим на инсталляцию Миши из космоса, видим весь мир и Выксу нечеловеческими глазами — сверху. Под этим взглядом каждый может почувствовать себя очень маленьким, сродненными со всем окружающим, а предложенная Гудвином система неконгруэнтных частиц, идей и предметов оказывается монолитным артефактом современной человеческой культуры.
Миша Гудвин
1995
Миша — современный художник, стрит-арт художник, куратор. В своих работах он старается зафиксировать современность, где окружающий мир сочетает в себе признаки материального и виртуального пространств.

Свой творческий путь Михаил начал в 2010 году как граффити-художник, впоследствии занялся современным искусством и стрит-артом. Окончил образовательную программу ЦСИ Воронеж и институт современного искусства БАЗА.

Сооснователь и куратор самоорганизованного выставочного пространства и культурного центра «Дай пять» в Воронеже и «ИП Виноградов» в Москве. Резидент фонда «Сфера» и Открытых студий ЦСИ «Винзавод» 2020 г. Финалист конкурса молодых художников Nova art 2019. Участник спецпроекта «Создать новый слой» 6-й Уральской индустриальной биеннале.
Другие события