МЕДНЫЕ ТРУБЫ
18.06.2022

Выставка Марии Дизель в музии истории выксунского завода ОМК
Мария Дизель первая участница резиденции, основным медиа которой является керамика. Источником образов и вдохновения для нее являются индустриальная эстетика, форма и функция промышленных объектов.

Поводом ее резиденции в Выксе стал интерес Дизель к тому, как живет и взаимодействует с промышленным городом житель и художник, как в нем не только работает индустрия, но и производится искусство, а также вдохновение постопераизмом — интеллектуальным течением, которое стояло за участниками рабочего движения в 1960—1970-х годах в Италии и строилось на текстах современных ему итальянских теоретиков и флешбэках марксистской теории. Выкса, как место масштабного индустриального производства и мощной культурной платформы, казалось ей идеальной почвой для погружения в местную среду, последующего анализа и движения в художественной практике.

За время своего пребывания в Выксе Мария посетила колёсное и прокатное производство, гуляла по парку и прудам, ознакомилась с городскими муралами. Но главные впечатления оставили производство, раскаленный метал, который, как отмечает художница, обжигается на одних температурах с керамикой (до 1300°), мелкофракционный шлак от мартеновского производства (его было решено испробовать в качестве покрытия), а также встреча с местной художницей по керамике Екатериной Голотвиной, которая предоставила свою мастерскую для совместной работы и печь для обжига.

При посещении завода Мария также отметила цвета, в которые окрашены ограждения, перила, технические трубы, и огромный масштаб этих поверхностей. Воспоминания об этой палитре художница использовала в глазури созданных ею в Выксе керамических объектов. Другим, но, пожалуй, самым важным явлением стало то, как происходит смена оптики для восприятия индустриального у жителей города, которые попали вместе с ней на экскурсию на завод. До экскурсии оно воспринималось ими как-то иначе, но точно не как что-то визуально эффектное, но после все, как один, остались впечатлены именно красотой производства.

После погружения в индустриальную действительность Марии сложно скрыть свое очарование: «Мы, живущие в промышленных городах, привыкаем к виду индустриальных объектов, мимо которых ходим, ездим, в которых работаем. Все вокруг для нас привычно, обыденно, незаметно. Стены, заборы, трубы, углы, камни и дым — весь этот ландшафт знаком. Мечтаем о далеких берегах, стремимся к морям и жгучему солнцу. Спешим жить наши жизни, надеемся на обретение лучшего. Ищем мимолетное отдохновение в сетях, телике, смотрим хорошие и не очень фильмы и прочее. И не успеваем заметить, пропускаем важное. А важное тут, рядом, это наш несовершенный мир, город, подъезд, мост, водосточная и трубы завода. И он прекрасен, смотри…»


В своем размышлении Мария Дизель воспевает Выксу, возникает сравнение трубы завода с медными трубами симфонического оркестра. Она, словно совершая прыжок к авангарду, снова уничтожает границу между индустриальным и художественным — двумя столпами, вокруг которых строит свою идентичность Выкса. Вместо навязываемого противопоставления индустриальной действительности и какой-то неведомой нездешней красоты, которую хотелось бы сюда притащить, она предлагает нам путешествие в локальную окружающую реальность через собственную призму восприятия, предполагающую, что словосочетание «индустриальная эстетика» является самодостаточным и может мыслиться абсолютным, полноценным явлением, не требующим ни эстетизации, ни инородных украшательств, а значит, готово быть не платформой для новых производств и других образов, но базовым функциональным, смысловым и визуальным кодом действительности, которую больше не нужно декорировать, но следует увидеть, принять и восхититься, потому что она прекрасна.

Мария Дизель
1977
Мария — художница-керамистка, родилась в Подмосковье, живет и работает недалеко от города Истра. Для художницы промышленные объекты, трубы, мосты и прочие технические сооружения становятся основой эстетического вдохновения. Она наблюдает, анализирует, перерабатывает и сублимирует визуальный опыт в объекты, индустриальной формы.

Обучалась в мастерской Арсения Жиляева в «Среде обучения», в Школе керамики Татьяны Пунанс в New Ceramics School, Британской высшей школе дизайна, в Школе искусств «Троица» (мастерские русской иконы и иконописи). Номинировалась на премию Russian Project 2020 журнала Interior + Design в категории Art & Craft.



Другие события