СВИДЕТЕЛИ
19.11.2022

Выставка Олеси Лавриненко и Саши Госмант в Музее истории ВМЗ
Участницы резиденции Саша Госмант и Олеся Лавриненко открывают проект «Свидетели», посвященный вневременной тревоге, простирающейся от прошлого к будущему, и безмолвных наблюдателях происходящих перемен. В выставку войдут фотографии, графика в технике цианотипии, а также объекты, выполненные из переработанной советской посуды.

У нас много совместных выставок: «Стандартное путешествие», «Сеанс № 1. Утраченное прикосновение», «Сеанс № 2. Взгляд во внутрь», в которых мы показывали наши персональные работы. В арт-резиденции «Выкса» мы решили поменять подход и сделать совместный проект, то есть над каждым объектом и графикой мы работали вдвоём, в 4 руки, советуясь по каждому моменту.

Олеся Лавриненко: «В моей работе для меня важно создать ситуации, в которых пересекаются впечатления о полузабытом, неправильно запомненном или воображаемом прошлом, существующим на грани памяти и ностальгии, где сплетаются идеи фольклора, неизвестного, научной фантастики и сверхъестественного. Мне интересно взаимодействие с современной наукой и философией, которые перекликаются с мистическим и иррациональным. В моих работах я задаю вопрос: как наши физические тела связаны с цифровым миром в условиях интенсивных технологических и социальных изменений? Я также работаю с феноменом ожидания и чувством тревожности, которые касаются общечеловеческого поведения.»

Саша Госмант: «Пересечение магического и научного способов познания в практиках пост-интернет-искусства — основной метод моих художественных практик. В поле моих интересов — археология будущего и криптозоология современности. Я изучаю когнитивные возможности технологий посредством их ошибок и несовершенств и провожу критический анализ эмоционального состояния современного общества, соединяя это с просвещенческими мотивами натурфилософии, где знание о строении микро- и макрокосмоса могло бы и должно было бы усилить человеческую эмпатию и сострадание, но неолиберальная современность диктует совершенно иные законы.

В моих работах я рассматриваю пространства мифа, воображаемого и ритуала как реальные, позволяющие показать, что все, что мы знаем, так или иначе существует».

«За время пребывания в Выксе мы познакомились с историей города и изучали архивные материалы. В одной из найденных статей был рассказ о восстании. В революционном порыве дом Баташевых был захвачен бушующими рабочими, которые грабили и разрушали все ценности.
Мы вообразили, что уничтоженные мебель и посуда были безмолвными свидетелями производящей на их глазах истории.

Мы проводим параллель с современностью, собирая в Выксе посуду советской эпохи.

Для выставки были собраны сервизы, которые, как все мы помним, хранились в сервантах, а при особых случаях участвовали в застольях и были свидетелями разных событий. Граненые стаканы, вазы, салатницы складываются в новые формы и растворяются в них, но при этом не утрачивают отголосков узнаваемых образов. Цианотипные отпечатки, сделанные с этих форм, являются повторением и переписыванием одновременно, не исключая новых интерпретаций. Они воплощают скоротечность и непостоянство таких отпечатков с одной стороны и уникальная способность к регенерации с другой.»

Прошлое, по Джорджо Агамбену, живет только в настоящем, однако и настоящее постоянно оказывается конструкцией прошлого. В этом смысле время отмечено неотъемлемым двойным анахронизмом, в котором история отпечатывается в настоящем и посредством настоящего проецируется в будущее.

Помощь в реализации скульптур: Екатерина Касторина, Катя Голотвина.
Олеся Лавриненко
1991
Олеся Лавриненко мультимедиа художница из Новороссийска, сейчас живет и работает в Москве. В своих работах она задается вопросом как наши физические тела связаны с цифровым миром в условиях интенсивных технологических и социальных изменений. Олеся работает как с традиционными медиа: живописью, графикой, керамикой, так и с диджитал-графикой.
Саша Госмант
1985
Саша Госмант родилась в Чебоксарах. В данный момент живет и работает в Москве и в Лилле. Ее интересуют проблемы коллективного опыта в экотехнологическом будущем, как духовное переплетается с технологическим. В своей практике она использует повседневные материалы и найденные предметы, комбинируя их неожиданным образом.

Другие события