Участница арт-резиденции «Выкса» в сентябре и октябре Катя-Анна Тагути – художница с большой биографией и длинным списком международных выставок. Коллеги по цеху причисляют Тагути к поколению, способному к художественному повествованию, «когда повествование не справлялось с реальностью, захваченной катастрофической событийностью и лихорадочными скоростями»*. На выставке в музее зрителю будут представлены созданные в Выксе холсты, рисунки, фрагменты «метеоритов» (производственного шлака), а также предметы из археологической коллекции музея, отобранные художницей, они будят воображение и создают новые связи с сегодняшним днём.
Сложность и многослойность – это не только о темах, с которыми работает Тагути, но и свойство её техники, сочетающей традиционные живописные материалы – холсты, бумагу, уголь, акрил, с теми, возможностями, которые предлагает жанр инсталляции. В масштабных инсталляциях (одна из которых сейчас открыта в музее Иваново) художница использует свет, видео, предметы и арт-объекты. «Я бы назвала это палимпсестом, когда слои смыслов, эмоций накладываются один на другой, сквозь прошлое видится настоящее и угадывается будущее. Эта концепция определяет художественный метод: слои лессировок, коллажи из постеров, квитанций, старого изъеденного металла, гофра» – объясняет Тагути.
Слоями накладываются не только сюжеты, к которым обращены её работы, но новую, утрамбованную пластами форму принимает время, попытка изобразить которое создает новую пространственно-временную протяженность. «Часто мой один проект продолжается в следующем, – объясняет Тагути, – Две большие работы, которые я сделала в резиденции – это завершение большого цикла «Бумага&Архитектура_Родина», посвященного исследованию архипелага «СССР», империи, Атлантиды, которой больше нет. Следы, артефакты большого советского стиля (как и всякого другого) наиболее ярко проявляются и сохранились в архитектуре. Это буквально машины для путешествия во времени.»
В 2022 году сразу несколько проектов участников арт-резиденции «Выкса»** так или иначе были связаны с нелинейным представлением о времени и рассуждали на тему хронотопа, времени-пространства. Проект Тагути здесь выделяется тем, что для неё единое пространство-время не является чем-то космическим, роковым, всеобъемлющим и непостижимым, но сконструировано из конкретных людей как агентов времени, их портретов, свидетельств, документов и текстов, ими сконструированных, то есть также обладает свойствами палимпсеста. Слои и повествования, которые Тагути собрала, спрессовала, но не перемешивала, сохранив отмежеванными один от другого, представляют собой эхо прошлого, ностальгического и тревожного, как бы прошедшего, но нависшего над настоящим и будущим. Художница не предлагает нам, как прочесть эти знаки, но она предлагает через её работы принять отправляемые нам из прошлого сигналы, предупреждающие, смутные, знакомые, но как нам их расшифровать? Решить, как их понять, что думать и как действовать, предстоит зрителю.
* Богдан Мамонов о проекте «Люди / People», annataguti.ru/ru/bogdan-mamonov-proekt-people
**Миша Добровольский «Поверх», Миша Гудвин «Ночь Козерога», Даня Пирогов «Археохаос»