ОХОТА
06.03.2021 – 27.03.2021

Арт-резиденция «Выкса» представляет документальный проект «Охота» Александры Деменковой
«Охота пуще неволи,
своя страсть неволит»
(Русская пословица)

Как это часто бывает, я не думала, что буду снимать именно охоту и охотников, когда ехала в Выксу. Я собиралась найти какую-нибудь деревню и пожить в ней, познакомиться с ее внутренним устройством, со всеми ее жителями, понять, как и чем она живет. Я решила, если понадобится, объехать все деревни Выксунского района, чтобы найти ту самую, свою.
Приехав в Выксу, я начала ездить по разным деревням — как большим и ближайшим к городу, так и маленьким, находящимся в глубине или на границе Выксунского района.
Довольно быстро я поняла, что не могу найти деревню, которую представляла себе — большинство жителей окрестных деревень работают на заводе, многие деревни почти или полностью заброшены и среди них нет ни одной, сохранившей свой уклад жизни и занятия.

Тогда я и решила снимать охоту.

С первым охотником, Александром, я познакомилась в рабочем поселке Виля. Тогда я еще не поняла, что охотников можно считать особой кастой, довольно закрытой для посторонних, особенно для женщин (хотя иногда охотой занимаются и женщины). Женщин не принято брать с собой на охоту.

Я стала знакомиться с охотниками, разыскивать их, и никто из них не отказывал мне напрямую, почти все обещали взять с собой на охоту, но на деле большинство из них не выполняли своего обещания. Много раз я приходила в отчаяние, чувствуя себя так, как будто это мой первый проект, моя первая сьемка, но делать было нечего, и я продолжала искать новые контакты, звонить, договариваться. Я осознала, что, поскольку Выкса окружена знаменитыми Муромскими лесами, почти все мужчины из окрестных деревень охотники, в большей или меньшей степени.

Временами мне казалось, что что-то получится, и у меня были договоренности, но потом все снова срывалось.

Одним из самых тяжелых моментов для меня стал эпизод с Виктором. Охотник из деревни Покровка, сначала он взял меня с собой на охоту, а потом, когда я уже думала, что он станет моим главным героем (или одним из них) запретил снимать и себя, и своих собак, объясняя это тем, что собак, и особенно щенков, фотографировать нельзя (из-за возможного сглаза, насколько я поняла). Только через месяц, когда я уже этого не ожидала и почти не верила, что это возможно, он, наконец, снова взял меня в лес и согласился фотографироваться. Мне кажется, он испытывал меня и хотел знать, насколько искренни и серьезны мои намерения, насколько сильно меня интересует лес, охота. В тот день я была очень счастлива — к тому же, как оказалось, это был мой последний день в лесу, а потом погода испортилась.

Охота интересовала меня давно, возможно, из-за частых рассказов о ней напрямую или походя в русской литературе («Записки охотника» И. Тургенева, «Казаки» Л. Толстого и многие другие произведения). До этого мне приходилось снимать охоту в России и во Франции, но всегда коротко, понемногу. Я давно осознала, что такое охота для охотника — это не хобби, как считают некоторые, не праздное времяпровождение, не добыча пропитания — это намного больше, чем все это вместе взятое — это и все, что названо выше, и нечто совсем другое. Это страсть (как для меня фотография), это образ жизни — можно сказать, это и есть их жизнь, ее основа.

Почти все охотники, которых я встретила, проводят в лесу свой каждый свободный день, и так на протяжении всей жизни. Можно даже сказать, что, как почти любая страсть, она зачастую граничит с безумием. Стороннему наблюдателю, особенно городскому жителю, может показаться, что охота — занятие бессмысленное и жестокое, но для охотников охота и их образ жизни наполнены поэзией. Можно сказать, что они живут в лесу, лесом и мыслями о нем. Охота занимает все их существование — они постоянно говорят о ней, обсуждают ее, строят новые планы; они обожают природу, животных. Можно сказать, что любовь к охоте впитывают с молоком матери — охотниками становятся с самого детства, ходят в лес с отцом или дедом, в их домах всегда живут какие-то лесные звери и птицы.
Только недавно я задумалась о самом слове «охота» — это и «хотение, желание, наклонность или cтремление,», и «cтрасть, слепая любовь к занятию» и «ловля, травля и стреляние диких животных, как промысел и как забава» (Толковый словарь В. Даля). Видимо, слово охота являлось табуистическим названием — в древности охотники шли добывать пропитание, но не называли это трудным, опасным делом, а говорили, что у них есть дело, до которого есть охота, желание.

Сейчас, вспоминая время, проведенное в резиденции, отбирая свои фотографии, разглядывая их и вспоминая, как шла работа над этой серией, мне не кажется, что это провал, неудача. Я думаю, что, возможно, это начало большого проекта, и что в условиях ограниченного времени, нового места, а также в условиях эпидемии, мне удалось сделать довольно много.

Продолжение следует.

27.02.2021

Александра Деменкова
р. 1980
Александра Деменкова – российский фотограф.
Окончила факультет иностранных языков РГПУ имени А. И. Герцена и факультет фотокорреспондентов имени Ю. А. Гальперина.

В своей работе Александра обращается к социальной тематике, исследуя сложные и часто неприглядные и скрытые темы, продолжая тем самым традиции гуманистической фотографии. Объектом её внимания становится повседневная жизнь людей вне больших городов. Жизнь героев её снимков порой переплетается с её собственной жизнью и это находит отражение в особой интимной тональности, присущей многим её фотографиям.

Принимала участие в международных фотофестивалях и выставках в России, Франции, Бельгии, Голландии, Германии, Испании и других странах.

Получила гран-при конкурса «Северная Пальмира» (Санкт-Петербург, 2004) и гран-при конкурса «Лучший фотокорреспондент года» (Санкт-Петербург, 2006).
Работы находятся в частных и публичных коллекциях в России, Европе и США.
Другие события